Строительство разреза «Богатырь» было начато в 1966 и закончено в 1979 году. Его проектная мощность - 52 млн. тонн угля в год. По размерам добычи это крупнейший угольный разрез в мире. В 1985 году объем добычи на разрезе достиг рекордного уровня - 56,8 млн. тонн. Этот результат остается и по сей день непревзойденным. В ноябре 1997 года была отгружена миллиардная тонна угля, добытая на разрезе.
Сегодня разрез включает в себя комплекс по добыче и усреднению угля, а также комплекс по выемке и приемке в отвал вскрышных пород.
Разработка угольных пластов на разрезе ведется горизонтальными слоями с погрузкой угля непосредственно в забое в вагоны РГП «Казахстан Темир Жолы». Одновременно с добычей угля осуществляется выемка межпластовых породных прослоек (селекции) с погрузкой их в думпкары.
10 июля 1998 года на разрезе состоялся пуск в эксплуатацию первого в мировой горной практике межуступного мостового конвейерного перегружателя СБФ-Р-(к)-1800.25. Он предназначен для нарезки новых угольных горизонтов роторным экскаватором с погрузкой угля на ленточный конвейер, стоящий на 25 м выше уровня экскаватора. Стоимость реализации только одного этого проекта составляет 6,3 млн. долларов США. Перегружатель изготовлен фирмой «Ман Такраф» (ФРГ).
С 1998 года на разрезе реализуется инвестиционная программа развития, включающая: внедрение конвейерных подъемников на вскрытии угольных горизонтов, полный перевод транспортировки вскрышных пород на электрическую тягу, строительство и пуск в эксплуатацию весодозировочных комплексов на станциях «Богатырская» и «Соединительная».
На разрезе «Богатырь» проводятся испытания технологии усреднения угля на роторно-конвейерном комплексе, которая предусматривает разработку угольных пластов роторными экскаваторами из двух забоев с различным качеством угля на разных горизонтах. Погрузка производится по конвейерно-железнодорожной технологии, обеспечивающей усреднение угля. В результате достигается снижение доли отгрузки угля второй группы качества, увеличение добычи и поставки угля до 100 тыс. тонн в сутки. Это улучшает потребительские свойства экибастузского угля, поставляемого разрезом на тепловые электростанции Казахстана и России.
Работа разреза за последние годы характеризуется наращиванием объемов производства, интенсификацией горных работ, повышением экономической эффективности производства.
Одним из основных подразделений разреза «Богатырь» является Богатырское погрузочно-транспортное управление (ПТУ). В работе этого высокомеханизированного и электрифицированного предприятия применяются мощные промышленные локомотивы, думпкары, путевая техника и вспомогательное оборудование.
В последние годы в оптимизации производственных процессов Богатырского ПТУ произошли значительные перемены. Так, с 1 октября 1999 года действует автоматизированная обработка угольных маршрутов. Производится стопроцентное взвешивание вагонов без остановки составов.
В целом за неполных пять лет Богатырским ПТУ отправлено потребителям более 101,14 млн. тонн угля и вывезено в отвалы 55,4 млн. м3 породы.